Часто задаваемые вопросы
F.A.Q. от Николая Лебедева

Вопрос : Станет ли "Волкодав" российской альтернативой "Конану"? Ведь сравнивать эти два фильма будут обязательно. Интересно, что думает сам Николай Лебедев по этому поводу?

 
Ответ :: Ничего не думает. Я посмотрел «Коннанов», когда писал сценарий к «Волкодаву», и ни одна, ни другая картины меня не впечатлили и ничего в памяти не оставили. Это не значит, что они плохи. Просто – не мое кино. Мне все равно, с кем или с чем будут сравнивать «Волкодава». Мне бы хотелось, чтобы фильм получился живым и ярким – а остальное неважно. Правду сказать, куда больше меня мучает вопрос отношения к картине со стороны поклонников книги: я впервые оказался в ситуации, когда качество фильма определяется не тем, плох он, собственно, или хорош, а тем, похож или не похож на первоисточник. Я понимаю такую позицию, но все-таки, согласитесь, это довольно глупо: пытаться быть похожим на что-то чужое и находить в этом мерило ценности.
 

 

Вопрос : Вопрос про Мыша на фотографиях - настоящий ли? И чем, как планируется заменять Мыша в сложных моментах, когда летучий "актер" не потянет (мало ли... не сможет, или просто закапризничает)?

 
Ответ :: Главное, чтобы персонаж на экране получился запоминающимся и живым, обладающим собственной повадкой и характером. Как мы будем этого добиваться – наш профессиональный секрет. Я не буду рассказывать, где мы снимали живого крылана, где была игрушка, а где – компьютерный Мыш. Иначе пропадет очарование иллюзии. Или я неправ? J
 

 

Вопрос : Насколько мне известно, "Волкодав" - это самая высокобюджетная картина, из всех что Вы снимали. Насколько сильно отличается работа над фильмом такого масштаба от фильмов, которые Вы снимали раньше?

 
Ответ :: Любой фильм снимается очень трудно. Этот – особенно трудно. После четырех съемочных дней нам пришлось объявить незапланированный выходной: снимающиеся в картине лошади похудели за четыре дня в среднем на сорок килограмм каждая и им потребовался отдых. Это при том, что людям на площадке приходится куда сложнее, чем лошадям. Наш рабочий день продолжается по восемнадцать часов. Это не жалобы, это данность. Посмотрим, что будет дальше. Я после «Звезды» зарекался иметь дело со сложнопостановочным кино в системе отечественного производства, да видно правду говорят: никогда не говори никогда
 

 

Вопрос : Какое событие, Вы ( тов.Лебедев ) считаете величайшим в 20 столетии? Вопрос с продолжением и предложением новой темы....

 
Ответ :: Судя по материалу, которым я нынче занимаюсь, величайшим событием 20-го столетия является написание Марией Семеновой романа "Волкодав". Шутка. Я не берусь выделить что-то одно и единственное. Событий много (наиглавнейшие на слуху, поэтому не хочется быть банальным), равно как и тем. Сложнее выделить из них то, которое наиболее волнительно и близко для тебя именно сегодня и сейчас. Два-три года назад, когда делалась "Звезда", это была Великая Отечественная. Если возьмусь снимать фильм, скажем, о Любови Орловой, то ее жизнь и судьба, пронизанные токами времени, тоже станут для меня наиглавнейшими составляющими минувшего века.
Кто знает...
 

 

Вопрос :: Будут ли в той или иной форме в фильме переданы стихи Марии Семеновой?

 
Ответ :: Нет. Иначе это будет не фильм, а мелодекламация.
 

 

Вопрос : Действие книги происходит хоть и в похожем на наш, но все же другом, фантастическом мире. Как будет передана на экран атмосфера этого мира?

 
Ответ :: Этот вопрос – вечная творческая тайна. Потому что никто не знает, как из ничего получается нечто. У одного фильм становится произведением искусства, у другого – скукотищей и мертвечиной, хотя оба прилагают равные усилия. Если получится атмосфера иного мира – тогда и поговорим!
 

 

Вопрос : Вопрос касательно именно его подхода к режиссуре: насколько свободно вы позволяете актерам подходить к трактовке их роли?

 
Ответ :: Я позволяю делать актерам что угодно, покуда это что угодно вписывается в мое собственное представление о роли. Как только они входят в конфликт в замыслом и драматургией, я их просто меняю. Единственное исключение: Мия Киршнер, о которой я писал выше. Она явилась на площадку с набором своих идей, противоречивших моим, - чего я очень не люблю. Но она настолько талантливо их воплощала, что мне ничего не оставалось как принять ее трактовку роли. Это очень приятно, оказывается, - пойти на поводу у одаренного человека!
 

 

Вопрос : Будет ли в фильме хоть мельком показан Винитар? И если да, то кто утвержден на эту роль? Все-таки персонаж интересный...

 
Ответ :: Конечно, Винитар будет. На эту роль утвержден замечательный артист Анатолий Белый. В гриме он очень похож на Домогарова, который, как уже известно, играет Винитарова отца, Людоеда.
 

 

Вопрос : Будет ли он в фильме Аптахар? Если будет, то можно было бы обратиться в Общество инвалидов за потенциальным актером, ведь у героя книги нет руки. Дать возможность человеку почувствовать свою нужность. Это так важно для инвалида. Опять же благое дело сделать - помочь человеку хоть какакие-то денюжки получить за съемки. Может, фильму налоговые льготы какие полагаться будут, если роль исполнит инвалид?

 
Ответ :: Аптахара в фильме не будет. Во всяком случае, того персонажа, который выписан у Марии Семеновой. Нельзя объять необъятное. Но сама идея привлечения инвалидов к активному процессу мне очень нравится – цивилизованное общество не должно выталкивать на обочину людей с физическими, или эмоциональными, или возрастными проблемами. В этом смысле меня поразили американцы – нигде в жизни я не видел столько стариков и инвалидов на улицах, и нигде не видел такого уважительного и бережного к ним отношения. Кстати, в «Звезде» у меня снимался талантливый паренек без ноги – в одной из начальных сцен фильма он изображал солдатика, которому на глазах ампутировали конечность. Очень славный парень! Кто знает, может, в будущем и представится возможность вновь пригласить в картину такого актера. Что до налоговых льгот, я об этом не слыхал, да и разве это имеет значение в подобных случаях! Еще одно: ребята, мы же уже, кажется, договорились – фильм не обязан копировать роман, у фильма своя структура и свои законы. Ну сколько ж можно мне отвечать на вопросы будет-не будет и какого цвета глаза у Эртан! Неужели же и в кинозал вы придете с книгой подмышкой, с грудой закладок на любимых местах? Если без конца заглядывать в книжку – зачем тогда вообще идти в кино?
 

 

Вопрос : правда ли,что Волкодав будет похож на фильм Властелин Колец?

 
Ответ :: Правда – в той же степени, в какой синее похоже на сладкое, а толстое – на шумное. Я вообще не могу понять природу подобных сравнений. Мне задают этот вопрос вот уже битый год, и я умоляю одуматься: ну разве же «Волкодав» хоть чем-то напоминает произведение Толкиена? Лично я не вижу ничего общего. Не говорю уж о несравнимых возможностях и бюджетах кинопостановок – а кино все-таки искусство очень материальное, «Войну и мир» за три рубля не снимешь, сколь бы гениален ни был режиссер. Давайте окончательно закроем эту тему. «Волкодав» - это «Волкодав» и ничто другое, и точка.
 

 

Вопрос : Как мы знаем, по канону Эврих появляется вне Галирада только один раз, а именно - в финальной сцене с Туманной Скалой. А из официальной информации стало понятно, что Галирад будет сниматься в Москве не раньше сентября. Значит, увидеть Эвриха в гриме нам раньше осени не удастся?

 
Ответ :: Артем Семакин будет сниматься в Словакии в первый же съемочный день. Вчера он был на «Мосфильме» на пробах грима. Выглядит неожиданно.
А вот насчет фотографий – не знаю, обещать не стану. Мы же все помним, как были восприняты первые фотопробы, как был принят (точнее, резко отвергнут поначалу) Бухаров. Ну зачем же мне теперь вновь подставлять артистов – они ведь должны роль сыграть, а не изобразить весь характер на единственном фотоснимке. Поживем – увидим
 

 

Вопрос : Было бы крайне интересно узнать, почему сцены на природе снимают в искусственно построенных декорациях, выкладывая в их постройку немалые суммы? Природа-то еще осталась! Особенно в России!

 
Ответ :: Ну ничего себе! А ради чего, спрашивается, мы отправляемся в Словакию?! Все натурные сцены будут сниматься именно там. В декорациях (и то – на натуре, под открытым небом) мы собираемся снимать лишь Галирад и внутренний двор замка Людоеда. В павильоне строится одна только Великая Препона – слишком сложный объект, чтобы снимать его в реальной среде.
Что касается российской природы, то, спору нет, она замечательная, но уж больно «непроизводственная». У нас ведь в картине – и горы, и замки, и долины, и болота, и чащобы, и рудники… огромное количество разнообразных ландшафтов! В Татрах мы их отыскали на одном пятачке: десять километров туда, двадцать туда, все рядом. А вот в красивейшей Карелии нам приходилось преодолевать сотни километров, чтобы перебраться с одного объекта на другой. И при этом мы не отыскали и половины того, что нужно по сценарию. (Я даже не говорю о плохой инфраструктуре, это очевидная история).
Есть, конечно, еще и Крым – не Россия, но сестра-Украина. Однако Крым настолько растиражирован в десятках и сотнях фильмов, что превратился в общее место. А хочется, чтобы мир «Волкодава» был неожидан и уникален.
Съемки в Словакии – дело дорогое и сложное, но, как мы все надеемся, с творческой и производственной точек зрения весьма выгодное для картины.
 
 

при подготовке материала были использованы ответы Николая Лебедева с его официального сайта

 

 
   

(с) Gondor.ru & Chronarda.ru. Администраторы: Prince of Silence и Narwen Anariel 2004. Дизайн Narwen Anariel. Все права принадлежат тем, кому они принадлежат. В дизайне использованы фотографии с сайта режиссера Николая Лебедева и с официального сайта фильма.